Главная
Фотоархив
 
Подводные лодки
Развитие подводных лодок
Катастрофы подводных лодок
 
Военные корабли
Гражданские корабли
История андреевского флага
Корабли на почтовых марках
 
Армейские приколы
Военные пословицы
Коммунистические плакаты
 
Статьи


ПОИСК ПО САЙТУ
Google
Web shipandship.chat.ru


Главная > Статьи

Слава и гордость Российского флота

Народы нашего многонационального государства с древнейших времен были связаны с морем. Хотя официальной датой основания российского регулярного флота считается 1696 год, а постройка первого в России военного корабля была закончена в мае 1669 года, истоки отечественного Военно-Морского Флота уходят в глубокую древность. Племенам восточных славян приходилось совершать длительные морские походы, защищая свою независимость. На легких, но достаточно мореходных судах они достигали не только столицы Византии Константинополя, но и предпринимали смелые плавания далеко за пределы Черного моря.

Прокачай свой iPhone iPad iPod - apple ipad 64 gb. Z-Store - фирменный магазин Apple. +++++ Школа сальсы в Москве +++++ Светодиодные модули от 25р, 4LED - сверхмощные светодиоды. +++++ павильон +++++ купить павильоны

В начале IX века большое значение в жизни восточных славян приобрел торговый путь "из варяг в греки", пролегавший из Балтийского в Черное и Каспийское моря. С этого времени морские походы русских стали систематическими.

На севере Руси интенсивную морскую торговлю со многими государствами и городами вели новгородцы и русские поселенцы на побережье Белого моря - поморы. Промышляя рыбу, пушного и морского зверя, они из года в год преодолевали льды и штормы и все дальше проникали в северные и восточные районы Ледовитого океана. В 1595 году русские достигли устья Оби, где основали город Обдорск (Салехард), а в 1601-1602 годах- Тазовской губы, где пять лет спустя возник центр торговли пушниной - город Мангазея. Совершая героические плавания, русские первопроходцы вскоре достигли Таймыра и устья Лены, побывали в устье Яны и Индигирки. В 1647 году коч казачьего десятника Василия Бугра прошел моря Лаптевых и Восточно-Сибирское и достиг Колымы. Выйдя из Нижнеколымска, морская экспедиция казака Семена Дежнева 20 сентября 1648 года пробилась до самой восточной точки азиатского материка и обогнула его. Было совершено великое географическое открытие. Русские суда прошли проливом, отделяющим Азию от Америки.

Конец XVII века ознаменовался еще одним открытием русских мореплавателей: в 1697 году казак В. В. Атласов первым из европейцев достиг побережья Камчатки и Курильских островов.

Однако Россия в конце XVII века имела только один порт - Архангельск, да и тот на замерзающем Белом море, вдали от международных торговых путей. Крепнущему российскому государству были крайне необходимы выходы в Балтику и южные моря. Этого требовала не только быстро развивающаяся экономика страны, но и необходимость защиты границ от набегов крымских татар на юге и шведов на северо-западе. Характеризуя международную обстановку тех времен. Карл Маркс писал, что ни одна великая нация никогда не существовала и не могла существовать в таком отдаленном от моря положении, в каком первоначально находилось государство Петра Великого, никогда ни одна нация не мирилась с тем, чтобы ее морские побережья в устьях рек были от нее оторваны. Россия не могла оставить устье Невы в руках шведов так же, как устья Дона, Днепра, Буга и Керченского пролива в руках кочевников-татар.

Уже военная кампания 1695 года доказала Петру Первому, что для успешного решения этой жизненно важной проблемы необходим флот. Поэтому, готовясь к новому походу, Петр приступил к созданию судостроительных верфей на Волге, Дону и их притоках, а затем и к постройке боевых кораблей.

Направив все усилия на юг, Петр Первый в 1696 году овладел расположенной в месте впадения Дона в Азовское море турецкой крепостью Азов. Эта победа, в результате которой русские суда получили свободный выход в Азовское море, вдохновила Петра на борьбу со Швецией за выходы в Балтику. В ходе многолетней кампании, вошедшей в историю под названием Северной войны, Россия начиная с 1702 года приступила к созданию Балтийского флота.

Разгром шведской армии под Полтавой в 1709 году обеспечил России возможность продолжать борьбу за выход к морю. Действуя бок о бок с войсками, молодой флот в те годы вписал ряд блестящих страниц в историю нашей страны. Гангутская победа и бой у острова Эзель, осада и взятие Выборга, победа у острова Гренгам покрыли неувядаемой славой боевые знамена русской армии и флота. В этих сражениях прогремела боевая слава кораблей российского регулярного флота: "Ингерманланда", "Полтавы", "Штандарта" и других.

Эти победы повлияли на исход всей войны. Россия вернула себе отторгнутые иноземными захватчиками земли северо-восточного побережья Финского залива и укрепилась на берегах Балтийского моря.

На вторую половину XVIII века приходятся такие знаменательные события в истории отечественного флота и российского государства, как первый выход кораблей регулярного флота за пределы Балтийского моря, создание Черноморского флота и его главной базы- города Севастополя.

После русско-турецкой войны 1768-1774 годов Россия получила выход к Черному морю между Бугом и Днепром, а также право свободного плавания торговых судов по Черному морю и прохода через проливы в Средиземное море. Незабываемой страницей этой войны явилась победа российского флота при Чесме 26 июня 1770 года, в результате которой соотношение сил не только в Архипелаге, но и на Черном море изменилось в пользу России. Разгром турецкого флота существенно дополнил успехи русских войск на сухопутном фронте, оказал значительное влияние на дальнейшие события и итоги войны.

В войну 1787-1791 годов российский Черноморский флот вступил, имея в своем составе 5 линейных кораблей, 19 фрегатов, бомбардирский корабль и 12 вспомогательных судов. В марте 1790 года в командование флотом вступил контр-адмирал Ф. Ф. Ушаков, под чьим руководством был одержан целый ряд блестящих побед.

В борьбе за выход к Дунаю русские войска овладели крепостями Бендеры. Аккерман и Хаджибей, а затем с помощью флота Тульчинским замком, Исакчей. 11 декабря 1790 года после упорной осады и штурма капитулировала считавшаяся неприступной крепость Измаил.

В это же время корабли Балтийского флота отражали агрессию Швеции, пытавшейся отторгнуть русские земли в Прибалтике. Нанеся поражения шведскому флоту у Гогланда, Роченсальма, Ревеля и в Выборгском заливе, русская эскадра способствовала победоносному окончанию войны.

В войнах с наполеоновской Францией 1798-1800 и 1805-1807 годов, а также с Турцией 1806-1812 годов Черноморская и Балтийская эскадры адмиралов Ф. Ф. Ушакова и Д. Н. Сенявина добились блестящих побед на Средиземном море. Действуя вдали от своих баз, ощущая серьезные трудности со снабжением и другими видами обеспечения боевой деятельности, русские моряки проявили чудеса мужества и отваги, осуществив штурм считавшейся неприступной крепости Корфу, и нанесли поражения флоту противника в сражениях у Афона и Дарданелл.

Знаменательной вехой в истории российского флота явилось сражение в Наваринской бухте, где 25 сентября 1827 года объединенная англо-франко-русская эскадра в четырехчасовом упорном бою наголову разбила турецко-египетский флот. Решающая роль в этом сражении принадлежит русским морякам, разгромившим весь центр и правый фланг неприятельского флота.

Еще большего результата добился русский флот в бою в Синопской бухте, состоявшемся в начале Крымской войны. 6 ноября 1853 года эскадра Черноморского флота под командованием контр-адмирала П. С. Нахимова, несмотря на численное превосходство турецкого флота, вступила в решительный бой и истребила корабли и береговые батареи противника. Это последнее в истории сражение парусных кораблей принесло громкую славу российскому флоту.

В боевую летопись отечественного Военно-Морского Флота навсегда вошли имена прославленных русских флотоводцев и военачальников - героев Крымской войны: вице-адмиралов В. А. Корнилова и П. С. Нахимова, контр-адмиралов В. И. Истомина и В. С. Завойко, командиров кораблей капитан-лейтенантов Г. И. Бутакова и И. Н. Изыльметьева, простых русских матросов Петра Кошки, Игната Шевченко, Федора Заики и многих других.

После поражения в Крымской войне царская Россия лишилась военного флота на Черном море, поэтому в русско-турецкую войну 1877-1878 годов она вступила практически без боевых кораблей. Однако и в этих трудных условиях русские моряки достойно проявили себя. Благодаря энергии и стараниям передовых офицеров флота капитан-лейтенанта Н. М. Баранова, лейтенанта С. О. Макарова и других для действий против турецкого флота, в составе которого были уже броненосные корабли, использовались минные катера и шлюпки, а также мобилизованные для военных целей и вооруженные быстроходные коммерческие пароходы.

В январе 1878 года С. О. Макаров впервые в истории применил торпедное оружие с катеров, потопив на Батумском рейде турецкий сторожевой пароход "Интибах".

В историю нашего флота вписаны подвиги экипажей крейсера 1 ранга "Варяг" и канонерской лодки "Кореец", миноносца "Стерегущий" и броненосного крейсера "Дмитрий Донской", минного заградителя "Амур" и броненосца береговой обороны "Адмирал Ушаков", до конца выполнивших свой воинский долг перед Отчизной во время русско-японской войны.

В годы первой мировой войны русские моряки приумножили славу Военно-морского Флота. На Черном море и Балтике, в водах Средиземного моря и в Заполярье они стойко и мужественно несли боевую вахту. Героические подвиги экипажей линейного корабля "Слава", эсминцев "Гром" и "Новик", канонерских лодок "Грозящий" и "Храбрый", подводного минного заградителя "Краб" навсегда останутся в памяти советских людей. Закаленные в жестоких боях военные моряки недаром сразу влились в ударные силы революции.

Осуществляя длительные плавания, наши соотечественники совершили десятки великих научных открытий. Первая и Вторая Камчатские экспедиции, состоявшиеся в первой половине XVIII века под руководством флотских офицеров Витуса Беринга, А. И. Чирикова, С. Г. Малыгина, Д. А. Овцына, В. В. Прончищева, Харитона и Дмитрия Лаптевых, внесли много нового в историю изучения и освоения морей Дальнего Востока и Северного Ледовитого океана, позволили русским исследователям открыть целый ряд островов и земель, в том числе северо-западное побережье Америки, острова Алеутской и Курильской гряды.

Поистине выдающимися географическими открытиями ознаменовались русские кругосветные и полукругосветные плавания первой половины XIX века под командованием офицеров И. Ф. Крузенштерна, Ю. Ф. Лисянского, В. М. Головнина, М. П. Лазарева, О. Е. Коцебу и других. Они подняли на небывалую высоту авторитет русских мореплавателей. Особое место в ряду научных подвигов тех времен занимает открытие Антарктиды экспедицией капитана 2 ранга Ф. Ф. Беллинсгаузена и лейтенанта М. П. Лазарева на шлюпах "Восток" и "Мирный" в 1819-1821 годах.

Русским морякам и ученым принадлежит приоритет в создании многих видов боевой техники и вооружения, в развитии кораблестроительной науки. Немалую роль в этом сыграл Петр Первый, лично разработавший чертежи и построивший несколько кораблей, а также талантливые русские кораблестроители Козенец и Феодосии Скляев. Тогда же известный русский умелец Ефим Никонов начал работы по созданию "потаенного судна"-прототипа подводной лодки, к сожалению, работы были прекращены после смерти Петра.

Построенные известным русским кораблестроителем А. М. Курочкиным линейные корабли типа "Сильный" (1804 г.) и "Орел" (1807 г.) были признаны лучшими в мире. В 1815 году русскими мастерами был построен первый в мире пароход "Елизавета", а через два года вступил в строй самый быстроходный пароход "Скорый". В 1848 году в составе российского флота появился первый корабль с винтовым движителем - фрегат "Архимед", построенный инженером И. А. Амосовым.

Минное оружие, без которого сейчас немыслимы боевые действия на море, является также детищем русских ученых.

С появлением мин и торпед Россия первой приступила к строительству кораблей таких классов, как минные катера, ставшие прообразом современных торпедных катеров, и минные заградители. В 1854 году русским инженером И. Ф. Александровским был разработан проект подводной лодки водоизмещением 360 тонн. Им же в 1863 году - на 7 лет раньше, чем в Англии - была изобретена и торпеда.

В начале XX века передовые идеи, новаторство русских ученых-кораблестроителей А. Н. Крылова, И. Г. Бубнова и других позволили спроектировать и построить лучшие в мире линейные корабли типа "Севастополь", эскадренные миноносцы типа "Новик", подводные лодки типа "Барс" и "Морж". Тогда же в Николаеве талантливым инженером М. П. Налетовым был построен первый в мире подводный минный заградитель "Краб".

Военные моряки гордятся тем, что из флотской среды вышли и работали на благо родного флота такие талантливые и известные всему миру деятели науки, техники, культуры и искусства, как творцы первого в мире ледокола С. О. Макаров и первого самолета А. Ф. Можайский, изобретатель радио А. С. Попов, писатель К. М. Станюкович и создатель Толкового словаря русского языка В. И. Даль, композитор Н. А. Римский-Корсаков, художники И. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов и В. В. Верещагин.

Славная традиция быть первыми в мореплавании, в развитии военно-морского искусства, науки и техники постоянно развивается советскими военными моряками, унаследовавшими от российского флота все самое передовое и лучшее.

При перепечатке материалов ссылка (гиперссылка) на сайт обязательна. Пишите: ships@tut.by



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru