Главная
Фотоархив
 
Подводные лодки
Развитие подводных лодок
Катастрофы подводных лодок
 
Военные корабли
Гражданские корабли
История андреевского флага
Корабли на почтовых марках
 
Армейские приколы
Военные пословицы
Коммунистические плакаты
 
Статьи


ПОИСК ПО САЙТУ
Google
Web shipandship.chat.ru


Главная > Военные корабли

парусники | пароходы, броненосцы | корабли ВОВ | современные корабли

<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>

Эскадренный миноносец "Новик"

Весной 1913 года в Финском заливе появился новый корабль, равного по вооружению и скорости хода которому не было в мире. Это был построенный на добровольные пожертвования, собранные населением России в ходе русско-японской войны, эскадренный миноносец "Новик".

1 августа 1914 года Германия объявила России войну, а ровно через месяц "Новик" вышел в воды противника на первую минную постановку. В составе 1-го дивизиона эсминцев минной дивизии Балтийского флота корабль совершал дерзкие рейды на вражеские коммуникации для постановки активных минных заграждений, неоднократно вступал в поединки с кораблями противника, нес разведывательную, дозорную и конвойную службу, обеспечивал миннозаградительные действия других сил флота. На минах, выставленных "Новиком", в 1914 году подорвались германские пароходы "Бреслау", "Латона" и тральщик "В", один эсминец получил тяжелые повреждения. Еще больший успех был достигнут русским флотом в следующем году. От подрыва на минных заграждениях, в постановке которых участвовал и "Новик", противник потерял легкий крейсер "Бремен", три эсминца и сторожевой корабль "Фрейя", крейсер "Данциг" был надолго выведен из строя.

На рассвете 4 августа 1915 года "Новик", находясь в дозоре в районе маяка Михайловский, обнаружил два новейших эсминца противника, направлявшихся в Рижский залив для атаки линейного корабля "Слава". Русский корабль первым открыл огонь. Уже после третьего залпа головной миноносец получил попадания. На нем был разрушен ходовой мостик, сбита вторая дымовая труба и возник сильный пожар. Подбитый корабль вышел из боя и направился в сторону берега устранять повреждения.

Эскадренный миноносец "Новик"
Эскадренный миноносец "Новик"

Сосредоточив огонь на другом миноносце, "Новик" одержал вторую победу. Уже через несколько минут вся кормовая часть неприятельского корабля была охвачена пламенем, и он вслед за флагманом стал поспешно выходить из боя. Продолжая вести огонь попеременно по обоим вражеским миноносцам, русский эсминец нанес новые повреждения первому эсминцу и загнал его на минное заграждение, где тот подорвался.

Вечером 7 ноября 1915 года "Новик" в составе группы эскадренных миноносцев вышел из Рижского залива к Виндаве для уничтожения сторожевого охранения у банки Спон. Ночью, следуя в голове отряда вдоль берега, корабль обнаружил стоявшее на якоре германское сторожевое судно "Норбург". Открыв беглый огонь, "Новик" в считанные минуты уничтожил его.

В другом походе, 18 мая 1916 года, "Новик" вместе с эсминцами "Победитель" и "Гром" дерзко атаковал в Норчепингской бухте германский конвой из 14 транспортов, вспомогательного крейсера и двух вооруженных судов. В результате короткого боя русские корабли торпедами и артиллерией уничтожили вспомогательный крейсер "Герман", два вооруженных траулера и несколько торговых судов.

Всю войну храбро сражался с противником неутомимый эсминец и лишь осенью 1917 года, после знаменитого Моонзундского сражения с германским флотом, убыл в Петроград на ремонт.

В период гражданской войны и после нее, вплоть до 1925 года, легендарный корабль находился в порту на хранении, а 30 августа 1929 года после капитального ремонта вновь вступил в строй. Приказом Реввоенсовета Республики 31 декабря 1922 года эсминец был переименован в "Яков Свердлов". В 1928 году в составе дивизиона эскадренных миноносцев он посетил с визитами вежливости германские порты Данциг и Пиллау.

К началу Великой Отечественной войны "Яков Свердлов" входил в состав отряда учебных кораблей Военно-морского училища имени М. В. Фрунзе, а с началом боевых действий был возвращен в боевой состав.

28 августа 1941 года при прорыве кораблей флота из Таллина в Кронштадт легендарный эсминец под командованием капитана 2 ранга А. М. Спиридонова находился в охранении флагманского корабля - крейсера "Киров" и при перемене своего места в ордере около 21 часа подорвался на мине и затонул в районе мыса Юминда.

Водоизмещение нормальное 1260 т (после модернизации - 1620 т); длина 102,4 м, ширина 9,5 м, осадка 3,5 м; мощность механизмов 40 000 л. с.; скорость хода максимальная 37,3 уз; дальность плавания 1764 мили. Вооружение: 4 102-мм (в период модернизации установлено 176,2-мм) орудия, 4 7,62-мм пулемета и 4 двухтрубных (затем было 3 трехтрубных) торпедных аппарата. Принимал на борт 50 якорных мин заграждения. Экипаж 130 (после модернизации 168) человек.

<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>
При перепечатке материалов ссылка (гиперссылка) на сайт обязательна. Пишите: ships@tut.by



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru