Главная
Фотоархив
 
Подводные лодки
Развитие подводных лодок
Катастрофы подводных лодок
 
Военные корабли
Гражданские корабли
История андреевского флага
Корабли на почтовых марках
 
Армейские приколы
Военные пословицы
Коммунистические плакаты
 
Статьи


ПОИСК ПО САЙТУ
Google
Web shipandship.chat.ru


Главная > Военные корабли

парусники | пароходы, броненосцы | корабли ВОВ | современные корабли

<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>

Линейный корабль "Андрей Первозванный"

Линейный корабль "Андрей Первозванный" вступил в строй в 1912 году и вошел в состав бригады линкоров Балтийского флота. В боях первой мировой войны он не участвовал и до весны 1918 года стоял в Гельсингфорсе. Мирно покоясь на рейде, он всем своим видом олицетворял бессмысленность затрат миллионов рублей на его постройку. Две ажурные, витые из стальных балок и труб мачты, сделанные по образцу американских дредноутов, возвышались над его низким бортом. Вооружение, несмотря на его многочисленность, было устаревших систем, разработанных еще в прошлом веке, и вступать в бой с новейшими германскими кораблями линкору было опасно.

Линейный корабль "Андрей Первозванный"
Линейный корабль "Андрей Первозванный"

Впервые экипаж корабля проявил себя в дни Февральской буржуазно-демократической революции. Вечером 3 марта 1917 года над "Андреем Первозванным" зажглись красные боевые огни и затрепетал поднятый на стеньге фок-мачты алый флаг революции. Когда же пришел Великий Октябрь, "Андрей Первозванный" послал своих лучших матросов в отряд моряков, направлявшихся в Петроград на помощь восставшему пролетариату.

В апреле 1918 года революционные моряки, несмотря на неимоверные трудности, связанные с тяжелой ледовой обстановкой, нехваткой ледокольных судов и недокомплектом команд, вывели лучшие корабли Красного Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт. Линкор "Андрей Первозванный" возглавил второй отряд и, выполняя роль ледокола, сокрушая мощным форштевнем тяжелые льды, вел за собой караван.

Наступил незабываемый 1919 год. Молодая Республика Советов со всех направлений стойко и мужественно отражала натиск врага. Белогвардейские армии, корабли эстонских и английских интервентов были почти у стен Петрограда. Из-за нехватки экипажей и трудностей с топливом из некогда грозного флота Балтийского моря был сформирован действующий отряд кораблей, в состав которого был включен и "Андрей Первозванный".

13 июня 1919 года контрреволюционерам удалось арестовать большевиков и комиссаров на форту Красная Горка и поднять мятеж. Над колыбелью Октября - Петроградом - нависла опасность. В тот грозный час "Андрей Первозванный", спешно выйдя на рейд, открыл по изменникам революции сокрушающий артиллерийский огонь. До позднего вечера гремели орудия главного калибра линейного корабля, выпустившего в тот день около 600 тяжелых снарядов. Стрельбы были успешными. Деморализованный враг вечером 15 июня прекратил сопротивление и под натиском частей Красной Армии и отрядов балтийских моряков бежал из форта.

В те героические дни "Андрей Первозванный" не только стоял на защите морских подступов к Петрограду. Сотни линкоровцев ушли на сухопутный фронт защищать завоевания революции в составе матросских экспедиционных отрядов. Снятая с корабля часть артиллерии среднего калибра была направлена вместе с личным составом на бронепоезда и флотилии. Отмечая заслуги экипажа "Андрея Первозванного" при отражении наступления белых армий генерала Юденича, Реввоенсовет флота Балтийского моря от имени Петросовета наградил 20 линкоровцев, в том числе командира корабля Л. М. Галлера, ставшего впоследствии советским адмиралом, заместителем Народного комиссара Военно-Морского Флота, и комиссара линейного корабля Н. Н. Зуева именными часами.

До поздней осени 1919 года, несмотря на полученные в августе в результате набега английских торпедных катеров на Кронштадт повреждения, "Андрей Первозванный" нес боевую службу. И лишь когда последний корабль интервентов покинул Финский залив линкоровцы зачехлили орудия. В 1922 году устаревший линкор был разоружен и исключен из состава флота.

Водоизмещение нормальное 17400 т; длина 140,2 м, ширина 24,4 м, осадка 8,2 м; мощность механизмов 17600 л. с.; скорость хода максимальная 18 уз, экономическая - 12 уз; дальность плавания 2100 миль. Вооружение: 4 305-мм, 14 203-мм, 12 120-мм, 4 75-мм и 8 47-мм орудий, 3 457-мм торпедных аппарата. Экипаж 956 человек.

<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>
При перепечатке материалов ссылка (гиперссылка) на сайт обязательна. Пишите: ships@tut.by



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru