Главная
Фотоархив
 
Подводные лодки
Развитие подводных лодок
Катастрофы подводных лодок
 
Военные корабли
Гражданские корабли
История андреевского флага
Корабли на почтовых марках
 
Армейские приколы
Военные пословицы
Коммунистические плакаты
 
Статьи


ПОИСК ПО САЙТУ
Google
Web shipandship.chat.ru


Главная > Военные корабли

парусники | пароходы, броненосцы | корабли ВОВ | современные корабли

<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>

Канонерская лодка "Селемджа"

"Были боевые корабли, но они тоже выглядели мирно, потому что их сделали из ледоколов, насыпных пароходов и землеотвозных шаланд. Они были простыми рабочими, вооруженными наспех и случайно, красногвардейцами, взявшимися за оружие, чтобы защищать свой труд".

Канонерская лодка "Селемджа"
Канонерская лодка "Селемджа"

Эти слова писателя-мариниста Сергея Колбасьева можно по праву отнести не только к кораблям Красной Азовской флотилии периода гражданской войны, которым были посвящены данные строки, но и к многим десяткам и сотням других судов торгового, промыслового и технического флота, переоборудованных в годы Великой Отечественной войны в тральщики и сторожевые корабли, в минные и сетевые заградители, плавучие базы и канонерские лодки...

Паровая грунтоотвозная шаланда "Селемджа" была заложена в 1939 году на гамбургском судостроительном завода по заказу Машиноимпорта СССР. В 1940 году судно было спущено на воду и 12 апреля 1941 года, по завершении приемо-сдаточных испытаний, на нем был торжественно поднят Государственный флаг СССР.

Однако вскоре началась война, и "Селемджа", следовавшая по реке Свирь на Дальний Восток, была возвращена в Ленинград, где 5 июля была мобилизована в состав Краснознаменного Балтийского флота. Ошвартовавшись к причалу судостроительного завода, бывшая шалачда стала на переоборудование. Всего за десять дней на судне были установлены орудия и пулеметы, оборудованы артиллерийские погреба и кубрики для личного состава. 16 июля на корабле состоялся подъем Военно-морского флага, а уже на следующий день с отрядом кораблей "Селемджа" убыла из Ленинграда в состав формируемой Ладожской военной флотилии.

С первого же дня пребывания на Ладожском озере канлодка под командованием капитана 3 ранга М. И. Антонова, а затем капитан-лейтенанта М. А. Гладких активно участвовала в боях против немецко-фашистских захватчиков. В июле-августе 1941 года она постоянно привлекалась к высадке десантов на острова Лункулансари и Мантсинсари, оказывала огневое содействие частям 168-й стрелковой дивизии в районе реки Тулоксы и на островах. 19-20 августа обеспечивала эвакуацию этой дивизии на остров Валаам, а затем - 142-й стрелковой дивизии на остров Марьянсари. В начале сентября "Селемджа" вела боевые действия в районе Ивановских порогов на Неве, произвела до 30 артиллерийских стрельб по берегу, отразив свыше 30 налетов вражеской авиации, а затем, как и все корабли флотилии, активно включалась в перевозки продовольствия, боеприпасов и личного состава Красной Армии для осажденного Ленинграда.

Весной 1942 года, как только вскрылся лед, канонерская лодка вновь стала оказывать посильную помощь блокированному городу. В период с 24 мая по 31 декабря 1942 года она отконвоировала 69 караванов судов, отбуксировала 19 барж и перевезла на своем борту 2890 тонн продовольствия и 581 тонну других грузов, тысячи бойцов Красной Армии.

Помимо воинских перевозок "Селемджа" в 1942 году неоднократно выходила в озеро для несения дозорной службы, обстрела укреплений и пунктов базирования флота противника. При выполнении этих заданий артиллерией корабля было подавлено и уничтожено несколько артиллерийских батарей и огневых точек врага, подбито два неприятельских самолета. 22 октября 1942 года лодка совместно с другими кораблями флотилии участвовала в героическом отражении гитлеровского десанта на остров Сухо.

Участвовала "Селемджа" и в разгроме вражеских войск на Карельском перешейке в июне 1944 года, оказав огневое содействие высаженному в районе реки Тулоксы тактическому десанту.

900 огненных дней и ночей отважно действовала "Селемджа" во время блокады героического Ленинграда, а с окончанием боевых действий на Ладоге убыла продолжать свою военную службу на Балтику.

Отгремели бои, и в октябре 1945 года корабль-воин вновь стал мирным судном. Переданная Балттехфлоту, "Селемджа" на протяжении еще трех десятилетий трудилась на строительстве гидротехнических сооружений и прокладке судоходных фарватеров. И только в 1974 году была выведена из эксплуатации и разобрана.

Водоизмещение полное 1140 т; длина 59,5 м, ширина 11,9 м, осадка 3,6 м; мощность паровой машины 800 л. с.; скорость хода максимальная 8,5 уз, экономическая - 6,8 уз; дальность плавания 1745 миль. Вооружение: 2130-мм, 245-мм и 237мм (до 1943 года: 2 100-мм и 445-мм) орудия, 1 пулемет. Экипаж 104 человека.

<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>
При перепечатке материалов ссылка (гиперссылка) на сайт обязательна. Пишите: ships@tut.by



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru