Главная
Фотоархив
 
Подводные лодки
Развитие подводных лодок
Катастрофы подводных лодок
 
Военные корабли
Гражданские корабли
История андреевского флага
Корабли на почтовых марках
 
Армейские приколы
Военные пословицы
Коммунистические плакаты
 
Статьи


ПОИСК ПО САЙТУ
Google
Web shipandship.chat.ru


Главная > Развитие подводных лодок

<<<предыдущая статья | оглавление | следующая статья>>>

Накануне мировой войны

В годы, предшествовавшие первой мировой войне, лидирующую роль в подводном кораблестроении продолжала удерживать Франция, подводный флот которой считался сильнейшим не только по количеству подводных лодок, но и по их качеству. Однако в стремлении закрепить первенство в новом виде морского оружия и французское кораблестроение не избежало ошибок, одной из которых являлась попытка создать так называемую "эскадренную лодку". По замыслу, такие лодки предназначались для сопровождения эскадр надводных кораблей и участия в крупных морских сражениях. Но для этого они должны были иметь надводную скорость по крайней мере не меньшую, чем у броненосцев, - около 22 уз, а подводную, равную маневренной скорости эскадры, - не менее 15 уз. И такая задача ставилась в то время, когда скорость лодок не превышала 13/8 уз! Но команда поступила...

В 1906 г. французское морское министерство объявило конкурс, и по его итогам были построены опытные подводные лодки, лучшая из которых - Архимед водоизмещением 580/800 т с пароэлектрической установкой смогла развить скорость 15/11 уз. В 1910 г. были заложены первые серийные эскадренные подводные лодки водоизмещением 800/1120-930/1290 т с контрактной скоростью надводного хода 20 уз. Но чтобы получить такую скорость, потребовались дизели мощностью около 4000 л. с., или около 2000 л. с. в двухвальном варианте. Подобными двигателями Франция не располагала, и часть лодок было решено оснастить пароэлектрическими установками. При этом соответственно возросла суммарная масса установки и бортового запаса топлива, а в конечном счете - водоизмещение корабля. В результате самая быстроходная из лодок - Дюпюи де Лом водоизмещением 840/1290 т смогла развить скорость 18/11 уз. В дизельном варианте с мощностью двигателей 2900/1640 л. с. лодки показывали не более 17/11 уз. Таким образом, идея эскадренной лодки не была осуществлена хотя на ее реализацию были отвлечены не только значительные материальные ресурсы, но и крупные конструкторские силы. В послевоенной французской литературе лодки этого типа фигурировали под названием подводных крейсеров.

Известно стремление Англии, имевшей в то время самый мощный в мире флот, препятствовать развитию подводного плавания. Даже в 1900 г. первый лорд английского адмиралтейства (морской министр) Гошен заявил:

Идея подводного плавания - идея бессмысленная. В морской войне не приходится считаться с подводными лодками.

Однако преемник Гошена адмирал Фишер, получивший негласный титул "обновителя британского флота", был иного мнения и писал:

Мне смешно читать донесения Того о восьми атаках на Порт-Артур. Будь у него подлодки, это была бы одна атака... И всего русского флота не существовало бы.

Фишер не ограничивался высказываниями. Вступив в должность, он занялся ликвидацией отставания Англии в подводном кораблестроении. Не располагая собственным типом подводной лодки, англичане, как указывалось, обратились к услугам Голланда. Совершенствуя его подводные лодки и разрабатывая проекты новых кораблей, они включились в интенсивную гонку подводных вооружений, вводя в строй ежегодно по 8-10 единиц. К началу первой мировой войны Англия уже имела 76 действующих и 23 строившихся подводных лодки. Энергичные действия Фишера (даже накануне войны) не разделяло большинство признанных в английском флоте авторитет, тов, считавших, что команды подводных кораблей смогут выдержать самое большее трехдневный поход и что немецкие лодки не смогут добраться даже до Ирландского моря. Если бы оппоненты Фишера хотя бы на мгновение смогли представить, как жестоко они заблуждались.

Иначе развивалось подводное кораблестроение в Германии, которая, если верить публикациям начала 20 в., недооценивала боевые возможности подводных лодок, настойчиво доказывая бесперспективность этого вида сил флота, а в то же время... Как выяснилось позже, немецкая разведка энергично разыскивала и похищала за рубежом проектную и технологическую документацию по подводному кораблестроению. В 1903 г. немцы заложили первую боевую подводную лодку U-1 водоизмещением 185/235 т, вооруженную двумя торпедными аппаратами, которая во многом копировала французские лодки. В качестве двигателей надводного хода U-1 была оснащена двумя керосиновыми моторами мощностью по 200 л. с., а для подводного хода - двумя гребными электродвигателями по 100 л. с.

Одновременно немецкие кораблестроители приобретали опыт на иностранных заказах, в том числе и русских. По образному выражению заведующего подводным плаванием контр-адмирала Э. Н. Щенсновича, Россия давала иностранцам "возможность учиться на наши же средства". Примером тому было создание U-1. На германских верфях одновременно с ней строились для русского флота подводные лодки Карп, Карась и Камбала, которые вместо предусмотренного контрактом 1905 г. были сданы только в 1907 г. Истинной причиной задержки являлась U-1, однотипная с русскими лодками, но несколько большего водоизмещения. Исходя из опыта постройки и пробных погружений лодок, строящихся для России, немцы вносили в конструкцию U-I необходимые изменения и улучшения. В 1906 г. U-I закончила испытания, показав скорость 10,9/7,5 уз. Сразу же после ее испытаний немцы развернули серийное строительство подводных лодок типа U-1 водоизмещением 235/300 т, со скоростью 12/8,3 уз.

Использование похищенной зарубежной технической документации хотя и позволило сэкономить время, сослужило плохую службу немецкому подводному кораблестроению. Присвоив себе результаты чужой мысли, конструкторы лодок торопливо копировали технические решения, не вникая в их суть и не проводя сопутствующих исследований. В результате несмотря на лихорадочную деятельность и огромные материальные затраты, первые немецкие подводные лодки не отличались высоким качеством, особенно в части боевой мощи и мореходности. Только спустя несколько лет, после приобретения конструкторского опыта и освоения промышленностью производства корабельных дизелей, Германия смогла приступить к созданию подводных лодок большого водоизмещения. С 1908 г. она более последовательно, чем другие страны, наращивала темпы их строительства.

Союзники избежали многих потерь в связи с тем, что немцы относительно поздно развернули деятельность в подводном кораблестроении и к началу войны располагали лишь 28 подводными лодками, из которых только 10 были оснащены дизелями, а остальные керосиновыми двигателями. Шесть лодок, строившихся на немецких верфях для других стран и реквизированных с началом войны, общей картины не меняли.

С 1900 г., когда Голланд удачно атаковал на маневрах надводные корабли, в США всерьез занялись .созданием подводного флота, но отводили ему сугубо оборонительную роль, в связи с чем сосредоточили усилия на постройке многочисленных лодок береговой обороны. Главное внимание уделялось усилению торпедного оружия и увеличению скорости, что отразилось на водоизмещении, которое у каждой последующей серии подводных лодок было примерно в полтора раза больше, чем у предыдущей. С появлением мощных дизелей существенно улучшились ходовые качества лодок. Так, первые дизель-электрические подводные лодки США водоизмещением 355/434 т, построенные в 1910 г., имели скорость 14/11 уз. Двигатели этих лодок оказались недостаточно надежными, и позже, уже в ходе войны, скорость надводного хода лодок этого типа пришлось ограничить.

Подводные лодки США предвоенной поры отличались большой скоростью подводного хода. Обеспечивалось это не только увеличением энерговоорженности, но и существенным снижением сопротивления лодок в подводном положении. Так, на лодках типа L зенитное 76-мм орудие перед погружением убиралось в специальный герметичный отсек, утопленный в корпус, а на спроектированных к концу войны лодках типа S водоизмещением 896/1092 т с этой целью ограждение рубки было сделано обтекаемым, выступающие части корпуса сведены до минимума, сняты неубирающиеся орудия и даже леерные ограждения. При мощности энергетической установки подводного хода 600 л.с. подводная лодка типа S могла развивать под водой скорость 12,5 уз и ее энерговооруженность при этом составляла всего 0,55 л. с./т, тогда как лучшая английская подводная лодка той поры типа L водоизмещением 890/1150 т при мощности двигателей подводного хода 1600 л. с. могла развить под водой 10,5 уз, что соответствовало энерговооруженности 1,4 л. с./т. Однако с учетом опыта войны было решено, что выигрыш в 2-3 уз не компенсирует указанных конструктивных особенностей, и от них отказались еще в процессе постройки серии лодок типа 5.

Знаменательным событием в истории подводного кораблестроения стало создание в России техником путей сообщения М. П. Налетовым первого в мире минного подводного заградителя Краб. При водоизмещении 560/740 т, скорости 11/7,5 уз и дальности плавания 1900/82 миль лодка имела на вооружении 60 мин, два торпедных аппарата, 75-мм орудие и два пулемета. Краб вступил в состав Черноморского флота в 1915 г. и принял участие в первой мировой войне. На выставленных им минах полу-чил повреждения немецкий крейсер Бреслау и погибла турецкая канонерская лодка Иса Рейс. Краб вместе с другими 12 подводными лодками был затоплен при отступлении англо-французских интервентов из Крыма в 1919 г. В 1935 г. лодку подняли, но не восстановили.

Представление о тактико-технических данных подводных лодок, созданных в предвоенные годы, дает таблица 2.

Таблица 2. Основные тактико-технические данные подводных лодок, спроектированных накануне первой мировой войны.
Название, страна Водоизмещение, т. Скорость, уз. Дальность плавания, мили Вооружение
торпедное (число торпедных аппаратов) артиллерийское (число стволов-калибр, мм)
"Барс", Россия 650/780 17,1/8,5 2500(12)
25
12 1-75
1-37
1 пулемет
"Нарвал", Россия 673/1045 12/10 4000(8)
120(5)
8 1075
2 пулемета
"U-31", Германия 680/870 16,7/9,9 4400(8)
80(5)
4 1-105
"Лагранж", Франция 830/1317 16,5/11 4200(10)
115(5)
8 2 пулемета
"E", Англия 730/825 15/10 3225(10) 5 2-75
"Гальвани", Италия 850/1250 18/10 4000(10)
100(6)
4 1-76
"L", США 490/720 14/10,5 4500(8)
100(6)
4 1-76
"No 15", Япония 450/670 17/10 2500(10)
80(5)
4 1-76

Остальные страны к началу войны не выработали своих типов подводных лодок и покупали их за рубежом либо строили, взяв за прототип иностранный образец. Подводные лодки все еще рассматривали как оборонительное оружие, предпочтение отдавалось надводным кораблям. При сравнении их тактико-технических элементов делались неблагоприятные выводы для первых. Вооружение слабое. Скорость и дальность плавания, особенно в подводном положении, несопоставимые Дальность действия средств наблюдения в два-три раза меньше... В настоящее время видно, что подобное сравнение неправомерно. Правда, и в ту пору раздавались голоса о наступательных возможностях подводных лодок. Одними из первых предлагали пересмотреть их роль и возможности передовые офицеры русского флота, доказывая способность лодок "вести успешные наступательные действия против соседних государств без помощи броненосцев". Но их голоса тонули в хоре скептиков.

<<<предыдущая статья | оглавление | следующая статья>>>

Примечания

Энерговооруженность - это концентрация мощности энергетической установки корабля на тонну его водоизмещения (л. с./т).

При перепечатке материалов ссылка (гиперссылка) на сайт обязательна. Пишите: ships@tut.by



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru