Главная
Фотоархив
 
Подводные лодки
Развитие подводных лодок
Катастрофы подводных лодок
 
Военные корабли
Гражданские корабли
История андреевского флага
Корабли на почтовых марках
 
Армейские приколы
Военные пословицы
Коммунистические плакаты
 
Статьи


ПОИСК ПО САЙТУ
Google
Web shipandship.chat.ru


Главная > Развитие подводных лодок

<<<предыдущая статья | оглавление

К патентам природы.

История науки и техники изобилует примерами, когда прогресс в той или иной области приостанавливался, а разрешение трудной проблемы приходило со стороны, путем заимствования новых исходных начал из других областей знаний. В последние десятилетия все большее признание получает творческое содружество биологов с инженерами, математиками, физиками и химиками. Биологи собирают исходные данные, которые отбирают, обобщают, проверяют и интерпретируют специалисты в других областях науки. На этой основе возникла новая наука - бионика.

Поможем расслабиться. Незабываемый массаж в салоне Симона. +++++ Платите 1 раз - реклама навсегда: заказать фотосъемку . Отличный арт фотограф. +++++ цод в москве +++++ Форум MICROCHIP - биполярный транзистор . Импульсные преобразователи.

Природа в результате длительного отбора целесообразных форм и методов достигла результатов, о которых человек пока может лишь мечтать. До сих пор он не сумел создать конструкций, повторяющих принципы живых существ, - ни в сухопутном транспорте (нога), ни в авиации (машущее крыло), ни в судостроении (перемещение за счет волнообразных движений хвоста и туловища). Гребной винт - изобретение человеческого ума - природа не сочла достаточно эффективным и не снабдила им ни одного из морских обитателей. И не ошиблась. Ведь по своей эффективности движительные комплексы рыб и морских животных значительно превосходят самые совершенные гребные винты. Академик В. В. Шулейкин, исследуя движение рыб, вычислил, что КПД их движительного комплекса достигает 65- 83 %.

Кораблестроители проявляют особый интерес к науке, занимающейся раскрытием гидробиологических закономерностей и использованием их в практике. Это направление, возникшее на стыке классической гидродинамики, с одной стороны, и биологии, с другой, и получившее название гидробионики, все громче заявляет о себе. Одним из основных направлений гидробионики является разработка рациональных форм и методов снижения сопротивления тел, движущихся в водной среде, и новых движительных комплексов.

С древнейших времен судостроители обращали внимание на морских обитателей, заимствуя в них формообразования, но подражание носило чисто интуитивный характер. Ученые наших дней знают, что различные формы тела рыб и морских животных подчинены определенным математическим правилам. Строение головы, форма хвоста, плавников - все у обитателей рек, морей и океанов соответствует способу и скорости передвижения. Профиль одной из самых быстроплавающих рыб - тунца - приближается к ламинаризированному профилю, найденному теоретически и экспериментально в аэродинамических лабораториях. А зачем бивень меч-рыбе? Возможно, он необходим для соответствующего обтекания ее тела струями воды. Ведь скорость меч-рыбы достигает 70 уз. На этом основании исследователи предполагают образование на кончике меча кавитационной каверны, охватывающей переднюю часть туловища. Бивень как бы "организует" каверну и восстанавливает плавное обтекание струйных потоков вокруг тела рыбы.

Одним из "учителей" кораблестроителей стал дельфин, отдельные виды которого способны развивать скорость до 25 уз. Наблюдались случаи, когда дельфин сталкивал с курса торпеду, как бы вызывая ее на состязание. Но дело не в абсолютной величине скорости животного. В 1936 г. английский зоолог Джеймс Грей установил, что сопротивление дельфина при его движении в воде, рассчитанное обычным для судостроения способом, оказывается в 8-10 раз больше того, которое способна преодолевать мускулатура животного. Ведь мышечная сила у всех млекопитающих, в том числе и китообразных, в пересчете на килограмм массы мышц примерно одинакова. Напрашивается вывод, что каким-то весьма эффективным способом дельфин снижает сопротивление своего туловища. Это несоответствие, получившее название "парадокс Грея", заставило начать работы в направлении, которое недвусмысленно подсказал сам профессор:

Природа сконструировала дельфина много совершенней, чем человек подводную лодку или торпеду.

В попытках разгадать "секрет дельфина" высказывались различные предположения. Большинство сходилось на том, что дельфин благодаря своей гладкой и эластичной коже в сочетании с жировым слоем демпфирует возмущения воды и тем самым создает вокруг себя ламинарный пограничный слой, снижая сопротивление. Механизм ламинаризации объясняли следующим образом: кожа животного представляет собой гладкую эластичную диафрагму, чувствительную к колебаниям давления, которые имеют место в пограничном слое, обтекающем дельфина. Под диафрагмой находятся каналы, наполненные жидкостью, которая, свободно перемещаясь в них под воздействием кожи-диафрагмы, действует как демпфер, поглощая часть кинетической энергии турбулентного потока и тем самым ламипаризируя пограничный слой.

Высказывалось мнение, что для значительного уменьшения сопротивления кожа дельфина должна не пассивно, а активно демпфировать возмущения в пограничном слое, для чего существует какой-то физиологический процесс, способный управлять изменениями свойств кожи. Известный французский исследователь океана профессор О. Пикар высказал предположение, что нервные окончания в кожном покрове морских животных улавливают изменение давления, предшествующее переходу ламинарного режима обтекания в турбулентный, и через центральную нервную систему передают соответствующие сигналы на демпфирование кожи.

Кожа дельфина в передней части его туловища (особенно хорошо обтекаемой) почти не имеет кровеносных сосудов, в то время как к хвостовой части (где обычно возникает турбулентность и растет сопротивление) количество кровеносных сосудов постепенно возрастает. В связи с этим существует версия, что усиленная циркуляция крови пульсирующего характера в хвостовой части животного как бы демпфирует поверхность, уменьшая турбулентность потока.

Некоторые специалисты считают, что большая часть туловища дельфина участвует в создании движущей силы, т. е. туловище животного одновременно выполняет функции корпуса и движителя. В момент резких ускорений на коже возникают волнообразные складки, распространяющиеся от головы к хвосту, которые называют бегущей волной. При этом как бы сбрасываются возникающие турбулентные вихри и снижается сопротивление. Но для образования бегущей волны необходимы мускульные усилия. Следовательно, управляющая кожей дельфина мускулатура должна непрерывно работать и постоянно находиться в напряжении, что изнурительно для животного. Исследователи осуществили оригинальный эксперимент, в котором участвовали профессиональные пловчихи и дельфины средней величины. Контуры тела женщины плавные, что вызвано особенностями костно-мышечного аппарата и сравнительно большим слоем подкожного жира. Под слоем жировой клетчатки и у дельфинов, и у женщин залегают локомоторные мышцы. Спортсменок буксировали под водой с разной скоростью. Испытания фиксировались на кинопленку. Обнаружилось, что при скорости свыше 4 уз на торсе и бедрах пловчих появлялись волнообразные складки. При снижении скорости складки исчезали. Известно, что у человека нет никаких специальных мышц для движения кожи и сама кожа для этого не приспособлена. Следовательно, волнообразные складки на теле спортсменок образовывались под влиянием гидродинамического воздействия. Из эксперимента следовало, что мускулатура дельфина не принимает участия в образовании бегущей волны.

Дельфин бросающийся на добычу  Пловчиха буксируемая на тросе
Волновые деформации кожи дельфина, стремительно бросающегося на добычу, и тела пловчихи, буксируемой под водой со скоростью свыше 4 уз.

Интерес к скоростным качествам морских обитателей не ограничился предположениями и опытами. Одним из первых в 1938 г. немецкий ученый М. Крамер предложил обеспечивающее ламинарное обтекание корпуса покрытие, имитирующее наружный покров тюленей, для чего разместил на поверхности покрытия тонкие упругие проволочки, расположенные очень близко одна к другой и ориентированные вдоль набегающего потока. Крамер предполагал, что демпфирование турбулентных пульсаций в пограничном слое будет осуществляться за счет сил трения между водой и проволочками. Опыты были прерваны с началом второй мировой войны. Позже Крамер сосредоточил внимание на изучении движения дельфинов с целью уменьшения сопротивления ракет и торпед. В последние два года существования фашистской Германии он возглавлял исследовательскую станцию управления ракетами и с небезызвестным В. Фон Брауном принимал участие в создании ракеты "ФАУ-2". Оказавшись после войны в США, Крамер продолжил исследования, направленные на создание покрытия для подводных лодок и торпед, названного "кожей дельфина".

Покрытие представляло собой сложную резиновую оболочку толщиной около 2 мм с гладкой наружной поверхностью. Внутренняя сторона оболочки множеством расположенных в шахматном порядке резиновых столбиков соединялась с внутренним слоем резины такой же толщины, наклеенным на поверхность корпуса подводной лодки. Пространство между столбиками, представляющее собой множество капиллярных сосудов, заполнялось органической жидкостью с относительно большой вязкостью. По замыслу Крамера, пока режим обтекания в пограничном слое будет ламинарным, покрытие должно вести себя как жесткая поверхность, при этом демпфирующая жидкость находится в покое, а поверхность диафрагмы остается гладкой. При возникновении в пограничном слое колебательных или волновых движений на гребне и впадине полны появится разность давлении, что вызовет распространение волнообразования вдоль покрытия и колебания резиновой оболочки, а через нее и демпфирующей жидкости. При этом турбулизапия пограничного слоя должна снижаться, а вернее, переход ламинарного режима обтекания в турбулентный будет отодвигаться в область больших скоростей подводной лодки.

Схема покрытия типа "кожа дельфина"
Схема покрытия типа "кожа дельфина"

По аналогичному принципу было разработано покрытие "ламинофоло", применение которого на торпедах позволило без изменения мощности двигателя увеличить их скорость в 1,5-2 раза.

О применении покрытия Крамера на подводных лодках не сообщалось. Можно предполагать, что на пути реализации этой идеи возникли значительные технические трудности, связанные с тем, что в отличие от торпеды - оружия одноразового использования, движущегося к цели с постоянной скоростью, в условиях подводного корабля покрытие должно быть эффективным в интервале его скоростей, а следовательно, в соответствующей полосе частот, на которые оно и должно настраиваться с учетом турбулентности набегающего потока, местных возмущений и различных гидродинамических помех.

Существует мнение, что кожный покров дельфина обладает такими особенностями, которые свойственны лишь живой активной оболочке, и если гидродинамическое сопротивление дельфина при прочих равных условиях в несколько раз меньше, чем у твердого тела, то это, по-видимому, является результатом комплексного влияния еще не раскрытых специфических особенностей гидродинамики живого организма в целом (формы тела, нестационарности его движения, демпфирующей способности кожного покрова, гидрофобности кожи и т. д.). Но несмотря на подобные взгляды, моделирование активного действия, характерного для кожного покрова морских животных, продолжает рассматриваться как одна из перспективных проблем кораблестроения.

Определенные надежды специалисты по гидробионике связывают с так называемым нестационарным движителем, создающим тягу колебаниями несущей поверхности, имеющими конечную амплитуду, подобно движению хвостового плавника или туловища морского .обитателя. Некоторые исследователи считают, что принцип нестационарности движителя, по-видимому, и лежит в основе экономичности передвижения рыб и морских животных, так как они совершают туловищем и плавниками сложные изгибно-крутильные колебания, согласованные между собой таким образом, что при равномерном постунательном движении затрачивается очень небольшое количество энергии.

Модель подводного судна с волновым движителем
Модель подводного судна с волновым движителем

Первым обратил внимание на нестационарный движитель еще в 20-е годы, когда не существовало само понятие бионики, наш соотечественник известный художник и талантливый изобретатель Петр Васильевич Митурич, предложивший использовать в качестве движителя гибкий корпус самого судна, совершающий волнообразные движения. Как указано в свидетельстве на изобретение № 33418 от 8 января 1930 г., движитель представлял собой

"приводимые во вращение изогнутые стержни, расположенные внутри эластичного корпуса, в целях сообщения этому корпусу при помощи шатунов, связанных со стержнями, волнообразного движения".

Идея была столь необычна, что специалисты поторопились отнести ее к области фантазии. Хотя Митурич построил модель и испытал ее в Сокольническом пруду в Москве, они говорили:

Мы, судостроители, боремся с гибкостью судов, а вы ищите в ней какие-то динамические возможности. Смело до безумия, но фантастично и неактуально.

Прошло около 40 лет, и к идее волнового движителя обратились два американских студента, построившие действующую модель подводной лодки без гребного винта и рулей. Эластичная оболочка обтягивает корпус, разделенный на 17 равных частей, каждая из которых снабжена парой магнитных колец. Пара состоит из внутреннего кольца, магнитная сила которого зависит от подаваемого электрического тока, и внешнего, являющегося постоянным магнитом. Внутренние кольца закреплены на корпусе, а внешние - на внутренней стороне эластичной оболочки. При изменении тока, питающего электромагнит внутреннего кольца, изменяется сила притяжения к нему внешнего кольца. Оболочка сокращается за счет изменения параметров тока во всех 17 электромагнитных кольцах, искусственный хвост совершает волнообразные движения и модель бесшумно движется со скоростью около 2 уз. Ну, а если судну нужно всплыть или повернуть? Для этих целей кольца разделены на четыре сектора, при этом к каждому сектору внутренних колец подводится автономное электропитание. Подавая ток к двум секторам, можно вызвать волнообразное движение только одной стороны корпуса и модель поворачивается. При подаче питания на нижние или верхние секторы она, соответственно, всплывает или погружается.

Общий принцип движения модели тот же, что и предложенный Митуричем, но конструктивное решение иное и более рациональное. Так ведь за прошедшие с той поры десятилетия во всех областях науки и техники был достигнут огромный прогресс. Например, благодаря развитию химии удалось создать эластичный и прочный материал для оболочки. Достижения в электротехнике позволили сделать электромагнитный движительный комплекс. П. В. Митурич был первым, а первым всегда намного труднее.

Конечно, при создании подобной подводной лодки проблем будет в изобилии. Но несмотря на ожидаемые трудности, этой идеей заинтересовалось военно-морское ведомство США, согласившееся финансировать проектно-изыскательские работы.

Однако не следует переоценивать возможности бионики. Ведь совершенные биологические системы появились в результате естественного отбора, осуществлявшегося но принципу: отбирать все лучшее из уже существующего. Но до настоящего времени все еще сохранились примитивные системы, о чем не следует забывать, рассчитывая использовать изобретения природы в качестве прототипов, ключей к более совершенной технике.

Заканчивается наш рассказ. В исторически короткий срок подводная лодка качественно изменилась. Сравнительно недавно, плавая, как правило, в надводном положении, лодка обычно раньше обнаруживала противника, чем он ее. Дым из труб, мачты и надстройки являлись гораздо более приметными ориентирами, чем низкий силуэт подводного корабля. Погрузившись, лодка внезапно атаковала торпедами. Ответный удар осуществить было непросто. Меняя скорость и глубину погружения, подводная лодка отрывалась от преследовавших ее надводных кораблей, несмотря на то, что их скорость была намного большей. Но, проигрывая в скорости, она маневрировала в трехмерном водном пространстве, в то время как надводный корабль "привязан" к поверхности воды. АЭУ сделала подводную лодку истинно подводным быстроходным кораблем, способным без всплытия на поверхность совершать кругосветные переходы. Достигнутое не является пределом. В военно-морских кругах США высказываются прогнозы, что прогресс в атомном подводном кораблестроении позволит уже в относительно недалеком будущем создать быстроходные глубоководные лодки, практически неуязвимые для сил и средств противолодочной обороны. Не следует, однако, забывать, что упомянутые силы и средства также не останавливаются в своем развитии, но это - тема не нашей книги...

<<<предыдущая статья | оглавление
При перепечатке материалов ссылка (гиперссылка) на сайт обязательна. Пишите: ships@tut.by



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru